Иван Казаков – чемпион России по горным лыжам

Журнал Male Report встретился с Иваном Казаковым – Чемпионом России по горным лыжам, 39 кратным победителем Кубка России 2003-2011, 5 кратным абсолютным Чемпионом Кубка России в слаломе, победителем и призерем международных соревнований FIS в Европе и Скандинавии. Нам он поведал свою историю успеха и поражения, поделился своим душевным настроением, а также рассказал о своих 5 любимых вещах.

- Иван, твой отец Александр Казаков является тренером по горным лыжам и директорствует в одной из спортивных школ. Скажи, благодаря ему ты встал на лыжи?

- Да, именно. Первый раз я встал на лыжи, когда мне было три года. Было это в городе Кировске. Соответственно по началу тренировал меня он.
Сейчас же тренирует меня другой тренер-Зуев Олег Игоревич, он тоже с Кировска.
Мне он очень нравится в психологическом плане, знает когда и что сказать, чтоб поддержать меня и прибавить сил.

- Первый раз – он самый трудный! Помнишь ли ты свои первые, значимые для тебя соревнования?

- Да, но это было в детстве. В то время, когда выступали, было всё как-то размазано. Были и взлеты, и падения. Огромного значения этому я не придавал. Была, так скажем, грядка из 5-7 человек, кто- то проигрывал, кто- то выигрывал. Никто не стоял на месте, происходил постоянный обмен между нами в рейтинге.
А вообще в детстве у нас были соревнования, которые назывались «Мама ,папа,я –спортивная семья». Они проходили между несколькими семьями. Мы участвовали всей семьей: мама, папа, я и сестра. Стартовать должна была мама, затем сестра, за нею шел папа и я был последним. Помню, я как-то накосячил, потом папа меня отчитывал, так как мы проиграли семье, с который у нас была вечная борьба. Вот этот момент мне запомнился навсегда.

- А свой первый чемпионат? Помнишь, что ты испытывал перед стартом?

- Это было в 2000 году в городе Кировске, там проходили юниорское Первенство и Чемпионат России, я тогда выйграл в слаломе и стал чемпионом России среди юниоров, это был самый запоминающийся момент! Я перед любым стартом испытываю волнение, но естественно если соревнования носят высокий статус, как Чемпионат России, который проходит раз в год или Чемпионат Мира, который проходит раз в два года, или Олимпийские игр, которые проходят раз в четыре года, то волнение раз в 10-15 больше, потому что ты знаешь, что у тебя только один шанс, чтобы показать себя и на что ты способен в данный момент. Естественно всегда настрой на то, чтобы всех выйграть, но ты должен не забывать ,что ты борешься не со спортсменами, а с трассой, чем быстрей, чище и техничней ты пройдешь ее, тем выше твой результат.

- Перед началом выступлений ты себя как-то настраиваешь?

- Знаешь, есть такая тренировка – называется автогенная, когда ты внушаешь себе, что ты лучший, что всё обязательно получится. Мой тренер о такой тренировке знает и настраивает меня на то, чтоб я прыгнул выше своей головы.
У меня был довольно – таки сложный период, когда я уехал в Норвегию и тренировался там один. И именно эти тренировки мне помогали справиться со всеми трудностями.

- Как так получилось, что ты уехал жить в Норвегию?

- Там живет моя мама, она позвала меня туда. Полгода прожил у нее, а затем переехал в другой город за 1000 км от нее,где поселился в студенческой квартире, так как учился в спортивном колледже.Мне тогда было всего лет 16.

- Сложно было тебе освоиться в незнакомой стране?

- Ну, в общем – то, да. Студенческая квартира была небольшая, в комнате стояла лишь кровать, стол, стул. Даже телевизора не было. Довольствовался радио. И то, слушать его было не возможно. В Норвегии не так, как у нас – включил радио и отжигаешь под музыку разных направлений, там она немного странновата и звучит не часто, больше информационного потока было.
Всё своё свободное время я проводил в тренажерном зале и бассейне.
Помню, залы были разделены стеклом, и можно было наблюдать, кто, чем занимается. Так вот я плавал в бассейне, а у девочек-гандболисток, с моего коллдежа, были тренировки гандбола в зале, они постоянно глазели на плавующих парней в бассейне. Я им конечно же строил глазки и играл торсом (смеется).
Еще хотя я ходил на курсы, мне с трудом давался норвежский язык. В нем присутствуют такие звуки, которых нет в русском. Приходилось ломать свой родной язык. К счастью, позже мне помогло общение со сверстниками.

- На сколько мне известно, ты хотел стать автомехаником. Скажи, а почему же не тренером как твой отец?

- Так получилось, что после окончания двух курсов ,я захотел пойти на автомеханика, но так как я плохо знал норвежский, тренер мне посоветовал для начала закончить курсы языка. Ну и также после окончания учебы на автомеханика, я должен был пройти двухгодичную практику, чтоб стать профессионалом своего дела. Но тогда бы я запустил тренировки. Пришлось выбирать между трассой и профессией.
На самом деле, если бы вернуть те времена, я бы выбрал кулинарные курсы, потому что это больше пригодится по жизни. Мог бы кормить семью вкусными обедами (смеется).

- Как ты знаешь, на Олимпиаде в Ванкувере наши русские горнолыжники показали не самые лучшие результаты – 45е место у Александра Хорошилова и 54е у Степана Зуева. Есть ли у тебя, как у профессионала, по этому поводу какие-либо мысли? По-твоему, каковы причины таких результатов?

- У сборных других стран постоянно меняются тренера. Новые приходят, старые уходят. Меняется тренерский состав, чтоб был какой-то прирост. У нас же этого не делалось лет 10, может даже и больше. Получалось так, что одни и те же тренера не могли дать чего-то нового. Их неоднократно пытались убрать с постов, но видимо были весомые причины, раз они оставались на своих местах.
Еще одной причиной служит нехватка психологического настроя, поддержки. Сам тренировочный процесс немного слабоват. Ну и в финансовом плане было не всегда хорошо в команде, чтобы спортсмены чувствовали себя финансово хорошо не только на сборах, но и могли зарабатывать хорошую зарплату и получать премии за призовые места в любых международных соревнованиях!

- В одном из интервью ты сказал, что хочешь выступать за Россию. Почему же не за Норвегию? Ведь там наверняка больше перспектив, лучше тренера и уж точно материальное обеспечение не страдает.

- Понимаешь, там присутствует высокая конкуренция. Если здесь я вхожу в тройку чемпионов, то там будет сложней пробиться.

- А что ты можешь сказать, о будущей Олимпиаде 2014- го года? Она как-нибудь повлияет на горнолыжный спорт?

- Да, и более того, уже происходят изменения в лучшую сторону. Всем известно, что большинство главных тренеров было убрано и заменено другими. Так вот у нас теперь главным тренером является Мельников Леонид,а Президентом Федерации по горным лыжам стала Гладышева Светлана – олимпийская серебряная призёрка в горнолыжном спорте. Всё что она обещала, то и произошло. Сейчас с нашими ребятами работают словенцы и, вроде, австрийцы. Как сказали мои норвежские друзья: « В российской команде сейчас работают самые лучшие тренера мира»

- С 7 по 20 февраля на одном из лыжных курортов Германии в Гармиш-Партенкирхен состоится Чемпионат мира по горным лыжам. Ты будешь в нем участвовать?

-  Нет, там выступают только лучшие из нашей сборной. А я уже как 2 сезона не состою в сборной команде! Так что моя карьера уже подходит к концу.
В 2008 году меня взяли в состав сборной России. Я убедил тренеров сборной, что за один сезон я смогу с рейтинга 450й лыжи мира, стать рейтингом 100-150й лыжой. Хотел выступать на этапах Кубка Европы, и попасть в состав команды на Чемпионат Мира во Франции в Валь де Зере. Они дали мне шанс и взяли в сборную.
Весенняя и летняя подготовка к сезону прошла хорошо, но все же было ощущение недотренерованности, психологической усталости и напряженности. Оставалась только осенняя подготовка к сезону, как раз в то время у меня наступил переломный момент, когда было очень тяжелое состояние. Тренера давили сверху эмоционально и психологически, с личной жизнью тоже было не в порядке. Всё вместе откладывало некий отпечаток. И вместо того, чтоб возвышаться, у меня был упадок. Я пытался сам с этим бороться, но, к сожалению, не смог. И не только я был в такой ситуации! Мы говорили тренерам какие проблемы у нас, а они на это раздвигали просто руками, и говорили что у нас нет денег на психолога, так что извините, пытайтесь сами решить свою проблему, при этом давили на нас еще больше. Не знаю, может конечно они тем самым пытались нас взбодрить, но это был не самый лучший способ. В конце концов, всё это привело к травме- были надорваны паховые связки и связки живота.
Как раз в середине октября 2008 проходили отборы на этап Кубка Мира и Этапы Кубка Европы, где я должен был отбираться на этапы Кубка Европы на ноябрь месяц, но по причине травмы не отобрался.
Пролежал полмесяца в больнице, а уже в середине ноября состоялась поездка в Норвегию. Правда, там я еще не мог выходить на тренировки, потому что период восстановления был еще слишком мал. Но в конце ноября и в начале декабря, я все таки выступил на некоторых стартах в Норвегии, но не смог показать хороший результат по отсутствии тренировок. После Норвегии отправились в Европу, на перевалочный пункт в Австрии, где встретились с главным тренером. Он конечно же обрушил на нас свою порцию недовольства из-за не очень хороших результатов. После Австрии поехали в Швейцарию, где парни также не улучшили свой рейтинг. Как и следовало ожидать, главный тренер был вдвойне недоволен. Одного человека выгнал со сборной и отправил домой, я тоже чуть не попал под горячую руку из-за не результативности, но мне дали еще шанс, январь, чтобы реабилитироваться.
Перед самым Чемпионатом Мира я проехал пару хороших стартов, в Словении, где я улучшил свой рейтинг с 400 человека в мире на 250й, тем самым попав на Чемпионат Мира в Val de I’ser, но, заняв там 19 место в слаломе, меня отправили со сборной домой, не объяснив причины, хотя это было середина сезона. На Чемпионате России я стал бронзовым призером в слаломе, но меня все же не взяли в состав сборной!

- Иван, ты обронил фразу: «Моя карьера уже подходит к концу». Осознавая это, ты уже думал, чем будешь заниматься, когда поставишь лыжи в угол?

- В том году как раз хотел закончить с карьерой. Нет смысла уже, да и желания.
Появился стимул совершенно в другом – в семье, детях. Кстати детей хочу, прям не могу (смеется). Но в конце ноября позвонил тренер, на тот момент он был на Урале, в Абзаково, и сказал, что нужна помощь, так как травмировался один спортсмен. А так как работу я еще не нашел, то конечно же согласился поехать и выступить.

- Также мы собрались здесь еще и чтобы узнать о твоих любимых вещах. Не мог бы ты нам рассказать о них? Я тут увидела, что ты привез с собой пылесос…

- Да, это одна из моих любимых вещей. Я очень люблю убираться. В этом мне помогает мой пылесос от фирмы DYSON, он очень крут в обращении и убирает квартиру начисто, оставляя за собой только чистый воздух. Сначала думал купить моющий , но консультанты меня отговорили, так как с ним много заморочек.

Так,следующая вещь- это Ноутбук Apple MacBook Pro. Ношу его с собой практически всегда.
У меня всегда была мечта его купить. Дело в том, что у нас в сборной нельзя было пользоваться компьютерами, игровыми приставками и прочим, что могло отвлекать от тренировок. Как говорят, запретный плод сладок. Еще нужны были большие финансовые вложения. Их можно было заработать, выиграв несколько соревнований. Как-то я победил в некоторых этапах, в связи с этим и деньги, и возможность на покупку появились. Я очень долго привыкал к Macintosh, но это того стоило.

А это мои тапки фирмы Сrocks. Цвет Розовый. Когда их купил, парни сказали «Зачем тебе розовые то?» Я ответил, что таких точно ни у кого не будет(смеется). Они очень удобные, со всякими пупырышками, которые массируют ногу. В обычной обуви у меня ,бывает, устают ноги, а переодевшись дома в эти тапочки ,я балдею. Еще хочу себе ярко- зеленые купить.

Ну и теперь,дело дошло до моего профессионального инвентаря. Лыжи кубка мира Atomic.Их просто так не достать. Они выдаются под вес и рост. Люблю именно жесткие лыжи. Они очень хорошо входят в поворот. Вообще у меня было 3 фирмы, на которых я отъездил. Сначала отец меня привел на Dynastar, затем я перешел на Rossignol:они производятся на одном цехе. Как раз два первых места на Чемпионате России я на них и выиграл. Ну, а на Atomic я катаюсь с 2009 года. Ее считают самой лучшей фирмой в мире. Такая слава пошла от того, что большинство чемпионатов спортсмены выигрывали именно на них.

Ботинки Rossignol. Мне прелагали взять ботинки фирмы Atomic, чтоб была комплектация одной фирмы, но они оказались для меня слишком мягкими. А ботинки Rossignol подгоняли специально под мою ногу. Я приехал в Италию в городок Монте-Белуна, где расположены всё фабрики по производству горнолыжной обуви. У меня спросили какой размер, ФИО, завели на меня специальную карточку, сделали слепок ноги и, буквально, за 2 часа принесли уже готовую обувь.

Текст – Виолетта Прийма
Фото – Юлия Марина



4 комментария

  1. +4
    Maxim написал:

    Великолепно!

  2. +2
    chike написал:

    интересное интервью

  3. +3
    Petkun написал:

    Да, видно, что стиль и уровень портала поднялся!Так держать ребята, молодцы!)

  4. мария виноградова написал:

    Молодец Ванечка!!!!!!!!!!!!! Так держать!!!!!!!!триста лет тебя не видела!!!! Умничка!!!!!!!!!!!!!

Добавить комментарий